free templates joomla

Историческая справка

Рожденный военным лихолетьем

   История ОАО «Электромашина» - одного из крупнейших предприятий города Прокопьевска, началась в военном 1941 году, когда в связи с резким ухудшением обстановки на фронте советским правительством было принято решение об эвакуации цехов Харьковского электромеханического завода (ХЭМЗ), а затем и Воронежского завода малых машин постоянного тока в глубокий тыл, в Сибирь. Путь на восток был тяжел и долог, эшелоны с людьми, оборудованием, полуфабрикатами и материалами ехали через всю страну, не раз попадали под бомбежки, к счастью, не причинившим большого урона.
   Достаточно большой производственной площадки, на которой можно было бы разместить завод, в Прокопьевске не оказалось и, он был «разбросан» по всему городу. В районе Тупика в помещении гаража треста «Сталинуголь» разместили цеха машин постоянного тока, механообрабатывающий, ремонтный. На 50 квадратных метрах у шахты имени Сталина (ныне «Коксовой») оборудовали литейный цех. В помещениях мастерской ЦЭММ треста «Прокопьевсуголь» наладили работу штамповочного и метизного цехов, оборудовали склады черных металлов и других материалов. На Тыргане, в бывшем общежитии Горного техникума запустили цеха мелких машин и аппаратов, инструментальный, обмоточно-изоляционный, гальваническое отделение, там же разместили и заводоуправление. Для оказания помощи и скорейшего становления завода был создан городской штаб.
   23 октября 1941 года Народным комиссариатом электропромышленности был подписан приказ о создании на базе эвакуированных предприятий самостоятельного завода, его пуск был назначен 1 декабря 1941 года. Директором завода стал Александр Никифорович Грицай. Становление завода проходило в трудных условиях: отсутствовали необходимые материалы, оборудование, не хватало квалифицированных специалистов. Чтобы завод скорее пустить в строй, на него шло работать местное население, в основном женщины и подростки, они рыли котлованы под фундамент будущих цехов, занимались перепланировкой помещений, устанавливали станки, обучались новым для себя профессиям.
   Праздником стал день 1 ноября 1941 года, когда заработал первый токарный станок, за который встал стахановец ХЭМЗа И.И.Федоров. 15 ноября был изготовлен первый набор секций для производства стартера СТ-700, предназначавшийся легендарным танкам Т-34. 28 декабря литейный завод выдал первый чугун, в феврале 1942 года в нем освоили цветное, в апреле — стальное литье, производство было обеспечено собственными заготовками. Начался выпуск машин постоянного тока: ПР-100, 150 для прожекторов, генераторы ПН-17,5 и 25,5 для радиопередатчиков... Основной продукцией были электрические машины (двигатели, генераторы) и комплектующая их пускорегулирующая аппаратура для различных отраслей народного хозяйства, а в первую очередь для нужд армии и военно-морского флота. В 1943 году Государственный комитет обороны принимает постановление о строительстве новых корпусов завода «Электромашина». Горисполкомом Прокопьевска в районе Тупика была выделена площадка размером в 8,5 га земли, созданный участок «Военспецстрой» по проекту ленинградского отделения Московского института «Гидроэнергопром» приступил к закладке фундамента второго корпуса и комплекса бытовых помещений. В начале 1943 года решающим успехом всего предприятия было установление нового более технологического оборудования в литейном цехе. Литые, подвергающиеся значительной механической обработке детали, изготовлялись теперь штамповкой, более широко стали применяться пластмассы. Конструкторское бюро ОГМиЭ в полную силу трудилось над оснащением завода нестандартным оборудованием. В корпусе № 1 была установлена первая кранбалка собственной разработки, которая освободила людей от непосильной работы по подъему и перемещению тяжелых деталей. С первых дней существования завода в Прокопьевске проводилась большая научно-исследовательская работа, которой занимались проектно-конструкторский отдел и созданные в 1942 году изоляционная, аппаратная лаборатория и лаборатория металлов.
   Немало сил заводчане вложили в подсобное хозяйство, организованное в 1942 году. После смены лопатами копали целину, сеяли зерновые, зажали овощи, завели свое поголовье скота6 коров, овец, свиней. Заводская столовая, построенная и открытая в 1943 году, работала исключительно на продуктах, полученных в подсобном хозяйстве. Людей, а их к этому времени на заводе работало уже 2453 человека, надо было кормить. Снабжали продуктами и детский садик на 60 мест.
   Со второй половины 1942 года коллектив завода № 651 (такое наименование он получил во время войны) начал помогать фронту и людьми. Всего за время войны в армию ушло 460 человек, более 20 процентов списочного состава. Многие из них отдали жизнь за Прбеду, фамилии 59 работников завода, погибших на фронте, навечно высечены на мемориале, воздвигнутом в честь 40-летия Победы.
   Победы на фронте, освобождение Харькова и возвращение туда людей, поставили вопрос подготовки кадров. В 1944 году при заводе был организован филиал Новосибирского электромеханического техникума с дневным и вечерним (без отрыва от производства) обучением, первый выпуск специалистов состоялся четыре года спустя. Росло профессиональное мастерство рабочих. Увеличивалось число стахановцев, постоянно перевыполняющих норму, если в 1943 году их было 410, то в 1944 уже 535.
   План 1944 года завод перевыполнил и уверенно вступил в победный год. План 1945 года коллектив завода тоже перевыполнил, выросли производительность труда, объем производства. Выпуск изделий был нацелен на удовлетворение восстанавливаемой после войны промышленности. Номенклатура была довольно внушительная: машины для прожекторов ПР-125, 150, двигатели и генераторы постоянного тока типа ПН нескольких модификаций в общепромышленном и морском исполнении, высокочастотные генераторы «Нептун», «Марс», «РП-4», «микрон», «Тон-2», «Эфир», двигатели для шахтовых электровозов ДК-501А, специальные преобразователи «ПУС», двигатели «ЭП», низковольтная аппаратура типа РВ, РП, полуавтоматические пускатели и другое.

   За годы работы предприятия во время Великой Отечественной войны в Прокопьевске были заложены основы для становления крупного производства электрических машин, будущего флагмана машиностроительной промышленности города, марка которого стала известна всей стране и за ее рубежами.
   В связи с ростом потребностей народного хозяйства в 50-е годы началось техническое перевооружение предприятия. Начался выпуск электромашинных преобразователей, разработанных ВНИИЭМ, для радиолокационных установок и гидрокомпасов. Этот вид продукции для предприятия был совершенно новым. Требовались новые узлы, новые, ранее не применявшиеся заводом, материалы. Для решения технологических задач на заводе были организованы отдельное конструкторское бюро и исследовательский отдел.. В 60-е годы завод осваивает выпуск высокочастотных преобразователей. Машины применялись во всех отраслях народного хозяйства, на базе серии «П» была разработана серия «ПМ» для военно-морского флота. Разработчики серии «П» были награждены Золотыми медалями ВДНХ.      
   Не остались предприятием без внимания и товары народного потребления. Их производство на «Электромашине» было организовано с первых дней создания завода. В 1946 году выпускали грабли и лопаты. В 1952 году начался выпуск утюгов, в этот год их было сделано 5420 штук, в 1955 году их производство достигло 150000 штук. В 1953 году «Электромашина» по кооперации с заводом «Карболит» начал выпускать ручные пылесосы «Кузбасс», через два года — напольные пылесосы ПЭМЗ-1.
   Первый пылесос буран был выпущен в 1957 году. Название «Буран» было принято как символ производства сибирского края и мощи прибора, оно оказалось очень удачным, поскольку буран — это название ветра, распространенного только в Сибири и характеризующееся сильным напором «Буран» выпускался до 1971 года, таких пылесосов было произведено 851296 штук, на смену ему пришел пылесос «Буран-3», который был удостоен диплома ВДНХ. В 1975 году был начат выпуск пылесосов «Буран-5М».  
   Трудящиеся «Электромашины» были инициаторами движения «Каждому — личный план повышения производительности труда!» Авторами его стала бригада клепальщиков цеха № 15, которой руководил Алексей Желтухин. Благодаря личному вкладу каждого члена бригады, производительность труда выросла почти на 50 процентов. Почин «желтухинцев» вдохновил на трудовые свершения не только многие коллективы своего завода, но и стал примером для всего Кузбасса. В 1965 году за доблестный труд Алексею Желтухину было присвоено звание Героя социалистического труда, 33 машиностроителя были представлены к правительственным наградам.
   Следующий этап технического развития завода начался в 70-е годы, ознаменовался он тем, что на предприятии был создан научно-исследовательский институт, занимающийся совершенствованием и обновлением продукции, разработкой и внедрением перспективных технологических процессов, научно-исследовательской работой. В 1976 году в кратчайшие сроки были разработаны и внедрены в производство невыпускаемые до тех пор в стране высокомоментные двигатели, которые шли на оснащение станков с ЧПУ. Паралельно с разработкой новых машин в эти годы велось освоение целого ряда регулирующих устройств, базирующихся на достижениях современной радиоэлектронной техники-тиристоров, транзисторов и других средств автоматизации. Тиристорные приводы и электродвигатели серий ПБС и ПБСТ получили Государственный знак качества. В 1971 году заводу исполнилось 30 лет, за эти годы он стал одним из ведущих предприятий Кузбасса. Следующее десятилетие характеризовалось постоянным совершенствованием производственных процессов и выпускаемой продукции, которая экспортировалась более чем в 40 стран мира. Электрические машины прокопьевского завода «Электромашина» зарекомендовали себя высоким техническим уровнем и качеством, они надежны и востребованы.
  
   ООО «Электропром» с 2005 года входит в ХК «СДС-Маш». Сейчас это одно из ведущих предприятий отечественной электротехнической продукции. Основное направление деятельности завода – производство электродвигателей постоянного тока. В числе потребителей завода крупнейшие предприятия страны, а также Украины, Белоруссии, Казахстана и Китая.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика